Замбия-Мозамбик

Снова ЗАМБИЯ

Братья украинцы

Проходя границу из Намибии в Замбию, встретили двух подозрительных мужичков: один с бородой, другой с косичками. Заговорили по-русски, украинцы: один из Севастополя, другой из Германии, братья. Оказывается старший (с бородой), романтик, проделывает кругосветное полное путешествие на мотоцикле и, проехав около сорока стран по Европе и Африке, застрял в Конго - закончилась виза, а в соседние страны ее не дают.

Ему угрожали тюрьмой и он, оставив байк, улетел в Намибию, где его встретил брат. И, пока оформляются визы, они арендовали джип и путешествуют локально. Подхватили нас и повезли в Ливингстон, в сайткемп (отельчик на природе), встречая по дороге стаю марабу, белогривого орла, семью бабуинов.

В кемпинге под стейки, рашен (сосиски) и пиво с сидром и вином из ЮАР нам поведались истории о путешествии Романтика по северной Африке со стычками с туарегами в Марокко, которые оказались отличными ребятами, приемами родов у верблюдицы,

захватом у американского посольства, выживанием в песках между Мали и молодой Мавританией без еды на одной воде в течение трех недель, сидением в тюрьме, грабежом полицейскими на дороге и многое прочее. Только к трем часам ночи от усталости разошлись по палаткам.

На утро я прогулялся к речке Марамба, к который подошло целое стадо слонов принять ванну и поесть сочной зелени.

С одним даже пообщались с минут двадцать. У братьев поломалось машина и мы зависли на целый день в кемпинге.

День рождения

До Люсаки доехали быстро с военным офицером, который указал дальнейшее направление. Пройдя на конечную остановку маршруток, долго объясняли как нам выехать на край города в нужном направлении.

Вроде договорились, но приехали спустя час на небольшой грязный окраинный рынок. За город нас вывезли, но в другом направлении (целая проблема объяснить местным аборигенам, что тебе нужен край города и одновременно трасса). За пол стоимости другого маршрутчика уговорили вывести и, всеобщей коллегией с обратными подтверждениями едем в центр столицы снова).

Отсюда один из пассажиров прошлой маршрутки усадил нас в нужную, вроде. На трассе мы оказались в 20:00, спустя 6 часов после первого попадания в центр. Через несколько минут хода из города по темноте нам остановились две машины. Одна выяснила что все впорядке и уехала. Другая - Ягуар с полицейским во главе, привезла на ферму друга... Тут уже пивное веселье: две женщины тридцати-пятидесяти лет и 3 мужчины. Я обмолвился, что у Ярослава день рождения и нас тут же пригласили на пиво. Ярика облили по традиции пивом в поздравление, а он визжа, бегал от него вокруг бильярдного стола. Затем были расспросы о нас и рассказы о них.

После чего нас учили танцевать мамбу: женщины танцевали только бедрами и коленями, сохраняя отрешенным выражение лица - соблазняющий танец, которому учится все с детства. Мужчины же показали где находится вся энергия и чем нужно танцевать лишь слегка ведя руками, как бы направляя эту энергию. В полночь, распрощавшись, уселись в Мерседес и были таковы.

МОЗАМБИК

Жорже

Не доезжая ста двадцати километров до Бейры, с северо-запада есть поселок Аматонга Сокел. Заходящее солнце просит нас останавливаться на ночь. Выходим из грузовика с двумя пакетами бананов и идем пить пиво, мы с ярославом бреемся. Напротив виднеется здание с крестом - церковь (подумали), где можно попроситься на постой. Когда подошли, это оказался обычный дом, а крест оказался конструкцией для проводов). Нас ведут к полицейскому участку... С первых слов, а по-английски говорят очень плохо (в стране португальский), дают возможность переночевать, но сейчас позовут единственного переводчика на село... Воскресенье...

Приводят невысокого человечка в потрепанных шортах, рваном черном пиджаке и коричневых туфлях, еле стоящего на ногах.
- Холлоу, говорит, Май нейм Джордж, хав ар ю? Прикладывает руку к уху, притягивается к нам и старается вслушаться в ответ, но переспрашивает.
Нас уже плющит, держимся за животы, еле сдерживался чтобы нас вообще не порвало.
- Май нэйм из..., повторяю я.
А нас сдержать нельзя и все это на фоне полицейских во главе с коменданте. Нас все нельзя остановить, а привели переводчика со словами: он хорошо говорит по-английски! (но не слышит). Как-то все вместе мы поняли, что тут можем остановиться. Жорже, как называют его местные, достал ганжу и начал растирать в ладоне.

Он работает не на, но для полиции: наблюдает, сообщает, приносит воду, поднимает флаг. Курить, говорит, на территории участка не можна, идем к моему дому. Но тут уж собралась толпа заинтересованных людей и завелась беседа - с одной стороны мы, с другой - Жорже и молодая девушка с дочкой на руках (другие английский вообще не понимают).

Судьба у многих, с коими мы имели дело, достаточно тяжела. Жорже одинок, полицейский тоже - он потерял родителей, брата убили в конфликте, девушка с ребенком тоже одинока и живет с сестрой.

Бейра

За 20 километров до города нас подобрал Элан - белый уроженец Южной Африки, но с паспортами ЮАР, Германии, Израиля и Штатов. Тут он работает и живет, в америке преподает. Сперва заехали в кафе выпить кофе, соки. Затем мы пошли искать ресторанчик с морскими деликатесами...

Обед, жара. Город не туристический (уже), грязный. Гранд отель, хоть и имеет интересную архитектуру, но не ухожен, он уже не белый, а цвелый с черными разводами, вокруг него кучи мусора, у стен стоят деревянные развалины накрытые обрывками полиэтилена, у входа торгаши всякой всячины, из окон вывешено разноцветное белье, на балконах мусор.
Побродив по городу, остановились в том месте, где не рекомендовали, но там оказалось вкусно: креветки, мидии и прочее под красное португальское (празднование дня рождения Ярика). Хотя в городе на двух реках и океане не так много морепродуктов.

Тут, несмотря на трех миллионое население, нет библиотек и книжных магазинов. Школьное образование платное даже в начальной школе. Затем символически окунулись в теплом, но грязном из-за впадающих рек, океане и поехали на ферму к Элану.

Они растят разные деревья для: производства изделий, на фрукты, масла и прочее. Землю тут не продают, она государственная. Тут трудится еще несколько белых студентов из разных стран. Кто учится, кто преподает в школе, кто просто помогает.

На следующий день Иан (один из студентов) провел экскурсию по деревянному производству игрушек, кроватей, полочек и прочего, где сидят местные за станками кустарного производства и под навесами точат, шлифуют и собирают из плотных пород черного, красного и желтого дерева всевозможные детали.

Затем мы пошли по плантациям натурального хозяйства сближения с природой без единого химиката... Сделаны навесы из дерева, наверху плетется пэшн фрукт, снизу рассада других растений, затем деревья, листья которых насыщены протеином, а вокруг стволов земля укрыта соломой, чтобы не сохнуть на палящем солнце. Пальмы, кешью, манго, авокадо, агава, папайя и много прочего, не только для желудка и кошелька, но и для души.

Плантация чайного дерева, которое не чайное и не дерево (куст), из которого давят антисептическое ароматное масло. Тут же рассадник чайных кустов.

Напоследок строение по проекту Элана для работников и прочих с бассейном и балконом, садом и цветником влучших гринпис традициях (Элан - архитектор).

Ночевка у военных

Весь день льет дождь... Мы в небольшом городке Горогоса. На краю видим тусовку людей и дымок, решаем идти, но местные говорят: "Туда не нужно". Оказывается это военные, которые спросили и посмотрели наши паспорта, но подумав, отказали.

Мы же спросили на кухне, где готовили только белую кукурузную кашу, соли к сладким колючим огурцам, которые успели среди солдат съесть. Солдаты очень приветливо здоровались с нами. Затем одни из них, говоривших по-английски, пошли провожать нас к полиции, рассказывая о том, что тут небезопасно. Даже на территории части. Кормят их очень плохо.

До полиции нас не довели, а мы, зная что это будут часовые перезвоны и возвращения назад, решили спроситься в кафе, где нас на заднем дворе и приютили.

Накала

Я остался один и поехал к Индийскому океану. Доехал до небольшого портового городка, увидел залив, очень понравилось и побежал навстречу воде... А до нее не так просто добраться.

По пути попробовал шишкообразный сладкий Ати (фрукт) и выпил доверху полный кокос и местный деликатес жареные осминожки.

Пройдя вдоль ЖД путей и, спросив у охранников, пробрался на увядающую лодочную станцию с прохудившимся соломенным навесом на деревянных столбиках. В удовольствие искупался и трое местных попробовали со мной поговорить. Они на португальском, я - на английском, русском. Не шибко-то вышло, но что-то мы с беседы вынесли.

На обратном пути, ища место для ночлега, случайно попал на парня, с которым до того здоровался. Он сразу согласился меня приютить, но затем отвел к родственнику с лучшими условиями.
Глиняные домики соломенных крыш, но розетки и свет - отличительная особенность Мозамбика. Тут же поставился электрочайник и меня поют чаем, но чая там нет - кипяток и тростниковый сахар. Мне ставят плетенную кровать под папаеву пальму, на которую вешаю свежекупленную москитную сетку.

На утро хозяин говорит, что нужно идти в полицию регистрироваться, иначе у него будут проблемы. Идем по утренней пыльной жаре в полицию... Здесь, в этом зное, я прошу воду, но мне отказывают, из-за чего разворачиваюсь и ухожу, но меня останавливает вооруженный полисмен. Остановил, направив на меня АК-47, и усадил. Он к счастью говорит. Я объяснил, что мне нужна вода и сержант послал кого-то купить. Затем ждали биг босса...
Все решилось!

Католическая церковь в Пемба

После почти цельного дня сидения под сильным ливнем в Монапо, мы на следующее же утро быстро добрались до Пембы, проезжая чудесную каменную страну, где буйная зелень вылезает на высокие округлые цельнокаменные горы, вырывающиеся из горизонтальных равнин и закрытые зелеными шапками деревьев и кустов.

Пемба - обыкновенный черный городишко, где в центре расположено пару четырех-пятиэтажных домов с офисами и банками, дороги разбиты и все в песке, пыльно, шумно. Уже встречаются масаи, торгующие тапками - недалеко танзанийская граница.

За центром домики соломенных и металлических крыш, по периметру подпертых деревянными стойками и огороженых бамбуковыми заборами, в тени многочисленных кокосовых пальм.

Идем прямиком к океану. В кафе, за купленную Коку, оставляем рюкзаки и телефон на зарядку. Отлив. Пологий берег покрыт зелеными водорослями, а суша начинается обрывистым каменным уступом с острыми краями. Свежий соленый ветер и купание на крабовом пляже.

Вечером идем тратить найденную на пляже двадцатку и искать приют в мечети, где нам по немусульманству отказывают, а затем в католической церкви, где шустрый веселый и добродушный отец Александр устраивает в комнату для гостей.

Смывание пыльных суетливых улиц и обильная стирка. С утра отец зовет нас на завтрак: свежие булочки, масло, мармелад из Португалии, паска с цветочками и кофе с молоком. Александр живет тут 45 лет с колониальных времен. В 1975 году была война с португальцами за независимость.

В итоге около 90 процентов португальцев уехало.
Воцарился "дикий коммунизм", который и сейчас имеет яркие последствия в виде дикой коррупции и произвола полиции, а на фоне этого запуганное население, что сглаживается африканским простодушием.

Затем "наш переводчик" - волонтер из Португалии, проводил нас на край города.

Ilhe de Mozambique

На остров ведет трех километровый узкий мост, который я преодолел на маленьком грузовичке с кучей народу (маршрутка).

Сам островок маленький: три километра в длину и около пятисот метров в ширину. Он сильно перезаселен и поделен условно на колониальную и местную части.

Сразу в глаза бросаются колониальные португальские улочки, домики, парки, больница, в половине которой коммунальные квартиры, заброшенный заколоченный кинотеатр, католическая церковь-музей в отличном состоянии и на северном краю неплохо сохранившийся форт о сотен пушек.

Большинство зданий в ужасном состоянии, некоторые без крыш, некоторые с обрушившимися стенами, а из окон некоторых торчат папайи, пальмы и кукуруза.

Улицы разбитые каменно-песочные, где сидят ничем не занятые черные и немногие продавцы рыбы, арахиса вареного, булок и прочего.

После выдворения португальцев в 24 часа, жильё с имуществом было поделено между местными.

Кинув рюкзак и обувь, я принялся фотографировать форт со скалами.

Как вдруг вижу бредущего по пляжу Кирилла. Ура! Вот так встреча! По пиву Маника на пирсе с видом на закат. Тут же подтягиваются и Ярик с Линой. Мы планируем плыть на маяковый остров Гоа))). Но сперва необходимо купить продуктов и набрать воды.

Опять Индийский океан! Снова парусный бот! Я сажусь на руль и веду лодку мимо городского пляжа, восьми метровые стены форта, в сторону маяка по сумеркам,

переходящим в ночь, которая открыла Южный Крест. Лодка подпрыгивает на трех метровых волнах, а я, отклонившись, рассекаю руками теплую воду, где множеством светятся морские светлячки. На островном пляже кучка местных белых проводят выходные, а костер указывает место высадки. Подбираем вещи, обувь и выпрыгиваем в воду.

Утро, начался отлив, вода отходит на 10...30 метров по пляжу. Уже жарко, а на часах еще и семьи нет.

Идем купаться в теплую прозрачную изумрудную соленую воду. Рядом рифы и португальцы с масками и ластами.

И вот мы уже плаваем над кораллами красного, синего, зеленого, белого цветов, черными морскими ежами, распластанными звездами, множеством рыб: просто черные, желтые в черную полоску, словно морские зебры, серые с белой полосой, морской попугай перламутрового цвета и огромный панцирь черепахи в полтора метра длиной (они тут в сезон яйца откладывают).

По пляжу разбросано множество ракушек, некоторые с отшельниками и панцири морских ежей. Становится совсем невыносимо жарко.

Сходили к красному в белую полоску каменному маяку.

В самую жару за нами пришел "Гарри Поттер" - наш бот, который вернул нас на Иллу. Вечером пошли на рынок за морепродуктами. В дневную жару жизнь в городе замирает. Темно, звезды, зажжены коптящие масляные свечи, стоящие в тазиках с горячими булками, печеной кукурузой, пончиками, бананами и прочим. Мы выбрали жареную перченую рыбку, кальмара и пару креветок, вокруг рынок, суета, галдеж, много людей и сидящие бабки-продавцы. Нам предложили небольшую тарелку с водой для мытья рук, рядом устроились два парня поесть белой и черной ншимы (мамалыги) с рыбкой.

Тут почти всегда все друг-другу рады и готовы поговорить. Вокруг кучи мусора из-под кукурузы, кокосов и прочего на неровным песчано-каменистом полу, где облокотившись на каменные и глиняные домики стоят бамбуковые покосившийся навесы с дырявыми соломенными крышами. И при всем при этом, как-то открыто и уютно!

Ночевать идем в отлив вдоль высоких стен форта на высокий островок суши, куда в прилив не попадает вода. Звездная ночь и подсвеченные стены с пушками и старые склады, укрытые красной черепицей. С утра по приливу и по колено в воде, выходим на улицу.

Приграничное бездорожье

Дорога малопроходная, но все же ловим большой трак с пассажирами внутри и на полуприцепе с козлом). Вскоре дорога совсем кончается и начинается грунтовка красной глины с лужами.

Сперва у грузовика закончилась вода, затем он вовсе заглох, но через пару минут завелся и поехал без нас. Протопали за ним 500 метров (необъяснимо). На следующем грузовичке-маршрутке с угольком покинули наше разваливающееся несчастье. Доехав до села, позавтракали под всеобщее глазение (мзунгу в селе). Выходя же из центра, нас опять подобрала наша маршрутка, уже загруженная доверху ящиками с пустыми пивными бутылками.

В следующей деревне и он останавливается, но тут стоит наш утренний трак. Вылазим на полуприцеп к козлу.

Не  судьба этому несчастью нормально ехать. В очередной луже у него что-то лопает, да надолго. Жарко и душно. Перед нами из очередной лужи трактор вытаскивает застрявшего, вокруг которого множество пассажиров. Удача! Джип с сомалийцами Али и Махди, которые делают удачный бизнес в Мозамбике.

Едут они быстро до нужного нам города Палма. Они мусульмане, поэтому рассказывают какие они хорошие и самые дружественные. Прерывают нас полицейские, которые изъяв наши паспорта, начинают вымогать с нас через сомалийцев 40 долларов без всякой причины, просто под угрозой задержания до выяснения у миграционщиков. Беспредел и бандитизм в погонах.

На фоне этого становимся свидетелями избиения местных палками, которые пытались что-то объяснить "органам власти". Это уже не впервой. На наши вопросы и просьбу вернуть паспорта, был получен жесткий и хамный приказ сесть в машину. В итоге какую-то сумму за нас внесли сомалийцы. Жаль добрых и приветливых, хотя и простых мозамбикцев. По ночи приехали в Палму и поставили палатку во дворе у друга Али, зато с ковшиком - душ из ведра!

Граница Мозамбик-Танзания

Нам рассказали, что с этой стороны мост для пешеходов и мотоциклов... Вперед! От Палма до приграничной деревушки около пятидесяти километров разбитой грунтовки с очень редким трафиком.

В итоге грузовик со скоростью 5...20 километров в час "домчал" к пограничникам, где стоит пару домиков и сотовая связь не ловится. Пока ждали миграционщиков в их же столовой, нас накормили ншимой с курицей. Тут же мы поменяли остаток митикашей (валюта Мозамбика) на танзанийские шиллинги у менял не по очень хорошему курсу.

От мозамбикского шлагбаума вообще не видно никакого транспорта - выходим пешком к реке Рвума (около четырех километров). Последние два километра нас подхватил мотоцикл и привез к переправе. Моста нет!!!

Есть только пару деревянных лодок и пару магазинчиков-лавочек. Мы белые и с нас требуют по 15 долларов, но у нас на руках всего по пять. Расстроенные мы садимся в тень. На песчаном берегу купаются дети, стираются женщины. Через 15 минут сидения нам снизили расценки до местных, а затем и вовсе взяли только оставшиеся местные гроши.

Довольные грузимся в маленькую деревянную лодочку с шестом и отходим по мутной коричневой воде мимо камышовых островов со множеством разнообразных птиц, изредка садясь на мель, к долгожданному танзанийскому берегу.

Тут больше людей, магазинчиков, продуктов и даже пару столовых, где сидят колоритные мужички и попивают кокосовую брагу. И опять никакого транспорта и четыре километра грунтовки. Духота, хорошо что солнце облаками прикрыто. Обгоняем, несущих на головах всякую всячину женщин. Танзанийские пограничники!:) Деревня танзанийская, то есть есть все: чай, рис, угари, кокосы, рыба, чапати... Ужинаем на краю деревни в простеньком домике. Я говорю со старушкой, сидящей на камышовой циновке и попивающей жидкую кашу, за ночлег. Та не против. Подошел ее внук, говорящий по-английски, и мы с ведром и ковшиком отправились на заросший прудик за душем. По утру с нас попросили немного денег, как всегда, но мы обговорившись, устроились за деревней для стопа.